Дети не воруют просто так. 6 шагов исправления ситуации

10 января 2017 года
1

Любая мама начинает паниковать, когда слышит, что ее ребенок что-то «украл». Как правильно себя вести в непростой ситуации? Как научить не брать чужое?

 

Источник фото: paulacaneque-psicologa.com

Никита и чужая машинка

Что из тебя вырастет, если ты уже в детском саду начинаешь такое вытворять? Ты зачем взял у мальчика машинку? Мне стыдно за тебя: ты вор,

- выговаривает красная от стыда бабушка плачущему навзрыд Никите.

Ситуация, обычная для любой группы, почему-то именно сегодня обернулась трагедией. Один из мальчиков подбежал к бабушке и пожаловался, что Никита украл у него машинку и хотел унести домой.

Бабушкино сознание зацепилось за слово «украл», и она всем праведным гневом обрушилась на внука. Воспитатель попыталась заступиться, объясняя, что в четыре года дети часто «заимствуют» вещи друг у друга.

А вы, милочка, помолчите, - повернулась бабушка к молодому педагогу. – Я жизнь прожила и знаю, если такие дела не пресечь на корню, он покатится по наклонной дорожке.

Рыдающего Никиту увели.



Маленький ребенок уже прекрасно понимает «свое» - «чужое», но еще плохо знает, что чужое можно брать только после того, как разрешат. 

А уж если машинка или куколка очень понравились, любой малыш, не испытывая особых угрызений совести, может попробовать унести игрушку домой.

В детском саду дети не воруют. Ребенок – не вор. 

Не нужно ругать, кричать или бить.

Не заостряйте внимания на поступке, просто объясните, что чужое брать нельзя, даже если оно очень нравится, даже если хозяин просто бросил и отошел. Поиграть, если разрешают, можно, забирать домой – нет. Не ломайте ребенку психику, бросаясь словами «вор», «преступник», «тебя заберут в тюрьму».


Источник фото: pexels.com

Алина и шоколад

Мама, у меня опять украли «Сникерс»,

- громко жалуется на весь класс первоклассница Вероника. Мама Вероники помогает дочке собрать вещи и объясняет, что кто-то из детей, наверное, просто перепутал рюкзаки и нечаянно забрал чужое.

Когда дочка успокаивается, мама подходит к учителю:

Вы знаете, дочка не первый раз жалуется на то, что кто-то берет у нее наклейки, конфеты, вот теперь шоколадный батончик. Я не хочу говорить, что кто-то ворует, но разберитесь, пожалуйста.

Оказалось, «Сникерс», да и другие Вероникины вещи брала ее соседка по парте. Учитель и мама девочки решили просто поговорить, без криков и физического насилия, так как девочка очень ранимая и впечатлительная.

Мама, по-настоящему в шоке от услышанного, тихо плачет на стуле в коридоре, спрашивая у дочки, почему она берет у подруги вещи. Девочка, в таком же шоке от плачущей мамы, начинает плакать и говорит, что просто позавидовала и больше никогда не возьмет чужую вещь без спроса.


Источник фото: kindstory.ru

 

«Воровство» в школе – тоже частое явление, особенно в начальных классах.

В каждом классе есть хотя бы один такой ребенок, необязательно неблагополучный, но очень желающий себе какую-то вещь. И жизнь ребенка, в такой ситуации, очень часто зависит от профессионализма и интуиции педагога и родителей.

Если ребенка-первоклассника начнут стыдить при всем классе или пугать милицией, если родители дома возьмутся за ремень, возможно, что впечатлительный ученик никогда от этого не оправится.

  • Сначала стоит поговорить. Объясните, что брать чужое нехорошо. Объясните, что сосед по парте, если узнает, не будет дружить.
  • Обязательно, вместе с ребенком купите на его карманные деньги ту же «украденную» вещь, пусть учитель отдаст ее пострадавшему, объяснив, что нашел.
  • Если воровство повторилось, с ребенком может поговорить учитель, объяснив, почему нельзя брать чужое. Для некоторых детей авторитет педагога выше авторитета родителей.

Можно действовать с двух сторон. Но не ставьте на школьнике крест, не кричите, не бейте – ребенок замкнется в себе и, не обязательно, услышит вашу просьбу не брать чужое: он будет только слышать крики о том, какой он плохой, и закрываться от побоев.


Источник фото: pexels.com

А бывает и так...

Мама Кати подошла с дочкой к маме Танюши:

Катя говорит, что ваша Таня забрала и съела ее конфеты.

Зовут Танюшу и просят объяснить. Танюша начинает плакать, утверждая, что подружка Катя сама ей подарила все конфеты, а, когда захотела забрать, конфеты уже были съедены. 

Точно, - вспоминает Катя. – Я думала, у меня еще есть печенье и отдала Тане конфеты, а, когда увидела, что печенья нет, захотела забрать конфеты назад.

Назревающий конфликт был решен мирным путем.

Иногда дети дарят свои игрушки, книжки, ручки, карандаши друзьям, забывая, что подаренное друг может уже передарить или использовать. Объясните детям, как нужно общаться, чтобы не возникало спорных ситуаций. 


Источник фото: pexels.com

6 шагов к исправлению трудного поведения

Почему ребенок ворует? Причины могут быть разные: утрата родительской привязанности или завышенные ожидания взрослых. Но если ребенок растет в атмосфере тепла и заботы, а трудные эпизоды продолжаются, психолог Людмила Петрановская предлагает следующие шаги для исправлении ситуации:

1. Чётко сформулируйте цель

Чем яснее будет представлять ребенок, чего именно от него ждут, тем проще ему будет найти способ поведения. 

 2. Объясните, что не так 

Ответьте себе на вопрос, почему поведение ребенка вас раздражает, и постарайтесь донести это до него при помощи Я-сообщений, которые невозможно оспорить.

3. Найдите «пружину»

Задайте себе вопрос «Зачем он это делает?». Любому человеку несвойственно делать что-то совсем безо всякой мотивации. Даже у детского воровства есть причины: у ребёнка может быть не сформировано представление о собственности, он не хочет отличаться от сверстников, хочет быть принятым в круг «своих», хочет получить внимание и добиться близости с родителями. Можно не гадать о причинах, а спросить ребёнка напрямую.

4. Дайте наступить последствиям

Важно, чтобы родители в этот момент сочувствовали и продолжали поддерживать, а не злорадствовали. Если украл - верните вещь вместе, если соврал - поддержите его решение все рассказать.

5. Найдите другие пути для желаемого

Для детей в трудной ситуации важно увидеть свет в конце тоннеля. Стоит не только говорить, как нельзя поступать, но и давать альтернативу: объяснять, что именно и как делать

6. Закрепляйте достижения

Не забудьте похвалить ребенка за успехи: напрямую или косвенно (рассказав родственникам). Ребенок должен научиться видеть прогресс в сравнении с собой вчерашним.


А как вы бы отреагировали, если бы ваш ребенок что-то украл?